Максим Артемьев Forbes Contributor
В ближайшее время администрацию президента ждет обновление кадрового
состава. В других странах это было бы незначительным событием, однако в России
реальная роль этого органа выше, чем у правительства и парламента
Администрацию президента (АП) ждут отставки и новые назначения. Перемены
предусматриваются не особенно значительные — новое руководство сформировано
совсем недавно, по итогам парламентской избирательной кампании 2016 года. Но и
в АП открылись вакансии: например, после ухода Константина Чуйченко в
правительстве освободилась должность начальника контрольного управления. Этот
пост некогда занимал сам Владимир Путин.
Кроме того, ожидается, что уволятся несколько ведущих сотрудников (таких
как Владислав Сурков), которых также предстоит кем-то заменять. Роль и значение
администрации в нынешней конструкции власти трудно переоценить, а потому стоит
повнимательнее присмотреться к ее деятельности.
Как АП получила власть
Когда в 1991 году российская власть внезапно стала правопреемницей СССР, а
та, соответственно, исчезла, оказалось, что для управления огромной страной у
Бориса Ельцина нет соответствующего аппарата. Правительство Бурбулиса — Гайдара
было сосредоточено на реформировании экономики и решении неотложных задач
выживания. Да и сами его руководители не имели никакого управленческого опыта.
В результате на только что организованную администрацию президента под
руководством старого соратника Ельцина с Урала Юрия Петрова легла огромная
нагрузка. И Ельцин, и Петров были старыми партийными работниками и,
соответственно, видели в АП аналог ЦК КПСС. Администрацию президента изначально
создавали по образу и подобию главного партийного органа.
Особенностью ЦК являлось то, что комитет стоял как бы надо всеми органами
власти, официально не входя в их систему. Все перед ним отчитывались, и
Центральный комитет всех контролировал. Но ЦК не подменял собой министерства и
ведомства, основным его инструментом был подбор кадров. В ЦК утверждали
несколько тысяч руководителей, входивших в номенклатуру.
Администрация президента постепенно вернула себе подобные полномочия в
региональной политике. Подбор губернаторов и отслеживание ситуации на местах —
прямая прерогатива АП. Другой вопрос, что АП уже не может подобно ЦК подбирать
кадры для министерств. В этом смысле администрация президента не обладает мощью
Центрального комитета, который через административный отдел проводил назначения
и в армии, и в КГБ, и в МВД, и в прокуратуре, и в судах.
Но в отсутствие реальной политической конкуренции администрация играет
важнейшую роль в политической и государственной жизни страны. В других странах
«приводным ремнем» является правящая партия, ее аппарат, фракция в парламенте.
Именно там рождаются законопроекты, определяется стратегия развития, задаются
параметры текущей и перспективной политики.
Почему работа АП противоречит закону
В России не партии формируют власть, а власть создает партию имени себя и
позволяет функционировать «оппозиционным» партиям. Поэтому неудивительно, что
АП в современном виде, помимо задач по обеспечению жизнедеятельности главы
государства (в чем она совпадает с подобными институтами в других странах,
скажем, в США или во Франции), представляет собой политический штаб. Именно там
решают те задачи, которыми за рубежом занимаются партии.
Невозможно себе представить, чтобы в вашингтонском Белом доме формулировали
цели избирательной кампании, обзванивали из него штаты касательно пропаганды и
агитации. Один такой звонок — и готов новый «Уотергейт».
В США за средства налогоплательщиков чиновники не могут помогать какой-либо
партии или претенденту. А звонки по правительственной связи или использование
служебного транспорта и есть подобное нарушение. В аппарате Белого дома,
кстати, нет даже управления, которое бы отвечало за работу со штатами.
В России настолько свыклись с установившимся порядком вещей, что никому уже
не кажется странным вмешательство чиновников в избирательный и политический
процесс. Как многократно повторяли самые разные губернаторы: «В России только
один политик — президент». Исходя из этого тезиса нынешние функции АП не
являются чем-то недопустимым.
Кто работает в администрации президента
Частью АП являются многочисленные помощники и советники президента. Как
правило, ими становятся либо отставные министры и прочие высшие чиновники, либо
сторонние «специалисты». Первые, по сути, дублируют профильных министров. В США
же помощники и советники президента по экономике (их там несколько в разном
статусе) представляются собой сугубо экспертов и не пытаются подменять собой членов
кабинета.
Нынешний глава АП Антон Вайно стал одним из самых молодых руководителей за
всю ее историю. Он принадлежит к постсоветскому поколению управленцев. Вайно по
своему происхождению не входит в неформальный ближний круг Путина, хотя по
должности не может не общаться тесно с президентом. В администрации Бориса
Ельцина тоже были такие. Например, Сергей Филатов был своего рода комиссаром от
«демократов» и тоже не был близок главе государства, так же как Николай Бордюжа
и Александр Волошин.
Вайно напоминает последних двух. Такая же значительная разница в возрасте с
президентом, исключающая душевную близость, и такая же ипостась исполнительного
технократа. Только если Бордюжа и Волошин действовали в нестабильную эпоху,
когда шла ожесточенная политическая борьба, то Вайно — это продукт спокойной,
стабильной, предсказуемой эпохи. Недаром все «политическое» отдано куда более
старшему Сергею Кириенко, первому заму, когда-то побывавшему главой
правительства.
В своем нынешнем виде администрация президента может сохраняться
неопределенно долго если не последует каких-то политических сотрясений и
вызовов. Сейчас АП не предназначена для кризисного управления, а последующие
шесть лет Путина не предполагают острых перемен и кризисов.
Но к концу последнего срока действующего президента неотложно встанет
вопрос о преемнике. И вот тогда АП может подвергнуться значительным изменениям
— таким же, что произошли в последний год правления Бориса Ельцина. В тот
момент администрация президента представляла собой своего рода боевой штаб, в
ручном режиме управлявший Россией и боровшийся с кланом Лужкова.
http://www.forbes.ru/biznes/362509-blizhniy-krug-putina-pochemu-vazhny-perestanovki-v-administracii-prezidenta?utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=targetings-forbes&utm_content=articels#0_5_3637_13034_1240_187560661
Комментариев нет:
Отправить комментарий