воскресенье, 2 июля 2017 г.

Карго-культ или в чём сходство левых и папуасов? Ч. I



Карго-культ или в чём сходство левых и папуасов? Ч. I

    "Карго-культом"в антропологии и этнографии  принято называть некий способ мировосприятия, в основе которого лежит иррациональное использование формальных характеристик предметов и явлений при полном отсутствии понимания реальных свойств этих предметов и механизмов, лежащих в основе этих явлений. Иными словами, речь идёт о практике использования воображаемой  реальности, создаваемой с помощью чисто формальных характеристик этой реальности, с помощью тщательного воспроизведения внешних атрибутов некоторых предметов и явлений, хотя и лишенного какого-либо смысла. Цель этой практики - в имитации воображаемой возможности приобретения этих предметов и приобщения к этим явлениям в реальной жизни.

    Первоначально термин "карго-культ" или "культ карго" использовался антропологами и этнографами лишь для описания странного поведения населения некоторых тихоокеанских островов, где появлялись проповедники, заявлявшие, что далекие предки этих людей направили им корабли и самолеты с провизией и товарами, которые вскоре прибудут. Можно лишь предполагать, насколько эти ушлые проповедники сами верили в то, что внушали своим братьям-папуасам. Но хорошо известно, что последователи культа прекращали обрабатывать землю и ухаживать за домашними животными в ожидании скорого благополучия, которое должно на них снизойти. Особенно распространились эти верования после Второй мировой войны под впечатлением от логистических операций американской армии.

    Термин "карго-культ" получил широкую известность, благодаря речи лауреата нобелевской премии физика Ричарда Фейнмана, произнесённой в Калифорнийском технологическом институте и озаглавленной "Наука самолётопоклонников", которая позже вошла в его книгу "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман". В своей речи Фейнман заметил, что меланезийские самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Папуасы видели, что между тушенкой, падающей с неба на парашютах, и наушниками с антенами существует некая связь, но по понятным причинам не могли понять, в чём именно эта связь состоит.

    Термин "культ карго" имел уничижительный оттенок, поэтому антропологи вскоре перестали его использовать в научной литературе. Тем более, что в последние десятилетия появление новых карго-культов в их классическом понимании не было замечено, а старые исчезли. Было известно, например, что некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами, но этот и подобные ему случаи воспринимались в основном в виде занимательных артефактов, понятие "культ-карго" стало рассматриваться в виде некоторой экзотики, присущей лишь отсталым народам.

    Ниже я попытаюсь обратить внимание на то, что самом деле особенности феномена карго-культа являются имманентными особенностями психологии человека, что практически прошло мимо внимания психологов и этнологов и не получило необходимого развития. В упомянутом выше докладе Ричард Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку, не достойную ни поддержки, ни уважения. То, что Фейнман провёл аналогию между папуасами и учёными имеет огромное значение в понимании феномена карго-культа как явления общечеловеческого уровня.

    Обычно среди примеров карго-культа упоминается вьетнамское племя хмонг, народ которого во время Вьетнамской войны верил в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который должен был приехать одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную. Но христиан и иудеев, верующих в приход Мессии, никто при этом не решается отнести к категории верующих в карго-культ, хотя никто не может объяснить, в каких эмпиреях и в каком виде обитает Мессия до своего прихода на Землю. Философы Древней Греции считали, что небесный свод состоит из нескольких сфер. Самая высокая из них - эмпирея, где обитают сами боги. По представлениям древних греков сфера эмпирея наполнена чистым огнем и ясным светом. Для того, чтобы верить в этот древнегреческий бред, необходимо придумать какую-то особую науку, которая никакими местами не в состоянии соприкасаться с той наукой, которой человечество давно уже пользуется и в теории, и на практике и которая является источником цивилизационного прогресса.

    Более того, карго-культ является нередким элементом не только психологии человека. Я, например, обнаружил приверженность к карго-культу у своей собаки породы йоркипу (помесь йоркширского терьера с пуделем) Лили. Она научилась имитировать звуки человеческой речи, очень точно копируя акценты и интонации разговоров членов нашей семьи. Она таким образом может в течение получаса "разговаривать" со мной, думая, что я понимаю содержание того, что она мне "рассказывает". Я, соответственно, также стараюсь издавать похожие звуки, чтобы поддержать нашу "беседу". Эти наши неоднократные с Лилей "беседы" доказывают, что карго-культ может быть феноменом не только человеческой психологии, но и зоопсихологии.

    К карго-культу можно отнести другое "изобретение" единоутробной лилиной сестры Люли, которое было вскоре освоено двумя другими моими собаками. Дело в том, что мои собачки обожают мягкие игрушки, причём каждой новой игрушке сильно радуются. Дома у них таких игрушек десятка три. Поскольку эти игрушки представляют собой большую ценность для собак, Люля догадалась использовать игрушки в качестве валюты и в качестве знака проявления её расположения к нам. В данном случае моя собачка Люля оказалась специалистом в области раздела семиотики, который называется прагматикой и изучает отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. Знаковая система - это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения. Элемент карго-культа здесь присутствует в смешении совершенно различных понятий: значения и ценности игрушки для собак со значением и ценностью игрушек для нас.

    Раздел семиотики "прагматика" исследует связь знаков с "адресатами" (в данном случае с членами нашей семьи), изучает проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, вопросы их полезности и ценности для интерпретатора. Теперь любые просьбы и эмоции мои собаки выражают с помощью изобретенной Люлей знаковой системы, которая имеет неколько практических применений - от простой валюты для обмена на еду и другие потребности до знака, способного сообщить о чувствах, которые собаки к нам испытывают. Открыть дверь во двор, попросить еду, выразить симпатию членам семьи, показать, что они соскучились из-за долгого нашего отсутствия и многое-многое другое - теперь все эти просьбы и эмоции выражаются с помощью мягких игрушек.

    Они - эти игрушки, взятые в рот, собачки нам демонстрируют или тыкают ими нам в ноги. Мало того, вскоре Люля научилась количественному аспекту своих семиотических разработок. Когда она хочет показать, что очень соскучилась по отсутствующим членам семьи, то берёт две игрушки в рот. Когда очень хочет есть, то может взять в рот и три игрушки. Большее количество игрушек во рту не умещается. "Игрушечный" карго-культ моих собачек существует уже несколько лет. Они веруют в то, что с помощью изобретенной Люлей знаковой системы нашли замену человеческому языку.

    Если попытаться предельно сократить определение понятия "карго-культ", то мы неизбежно придём к формуле "Тотальная подмена логического мышления ассоциативным". Это определение "карго-культа" на мой взгляд намного важнее и полезнее изначального, хотя и весьма удачного термина, поскольку позволяет понять самую суть описываемого этим термином феномена. Дело в том, что ассоциативное мышление основано на индукции и аналогии, но этот вид рассуждения от частного к общему недостаточен для определения причино-следственных отношений, не говоря уже о определении функциональных основ природных, технических и социальных процессов. Для этой цели мозг использует механизм абдукции, генерирующий гипотезы и отбирающий те из них, которые наиболее точно описывают совокупность наблюдаемых фактов. Эти отобранные абдукцией заключения используются в механизме аксиоматического мышления, каким является дедукция.

    Аксиомы в природе не встречаются. Они создаются в процессе онтогенетической динамики личности и приспосабливаются к использованию личностью в процессе обучения и приобретения наработанного человечеством знания. Становлению логического мышления личности способствует процесс приобретения знания, при котором неизбежно появляется потребность сопоставления отдельных компартментов приобретённого знания. Некоторую роль в становлении логического мышления играют генетические особенности личности в плане генерации интересов и акцентов.

    Ни собаки, ни представители слаборазвитых народов не обладают достаточно развитой системой абдукции и дедукции, они не обучаются основам научного знания, поэтому пользуются практически исключительно ассоциативным мышлением, констатирующим прямые или косвенные связи между отдельными событиями в отсутствие возможности и желания объяснить их природу. То, что за молнией следует гром, легко запомнить и возвести в вид аксиоматического знания, но для того, чтобы понять, почему грому предшествует молния, а не наоборот, и почему между молнией и громом сильно изменяются промежутки времени, опоры на ассоциативное знание совершенно недостаточно.

    Очень странно, что практически единственное после замечания Фейнмана об аналогии между папуасами и псевдоучеными указание на участие элементов карго-культа в рутинной психологии человека было сделано в описании феномена под названием "обратный карго-культ". Впервые это словосочетание появилось в короткой записи, опубликованной в январе 2010 года в онлайн-дневнике Екатерины Шульман, известного специалиста по вопросам законотворчества. Обратным карго-культом она обозначила отказ от следования принципам и рекомендациям при заимствовании чужого опыта и технологий, оправдываемый тем, что взятые за образец примеры сами иногда отклоняются от декларируемых принципов или не полностью следуют своим же рекомендациям.

    Обратный карго-культ по Шульман - это странное поведение людей, которые впадают в апатию и прекращают следовать полезным советам, разочаровавшись в них, и при этом оправдывают себя тем, что другие люди тоже этим советам не следуют, но лучше это скрывают. Часто эта метафора применяется по отношению к чиновникам, ответственным за работу общественных институтов, структура которых скопирована с соответствующих институтов, работающих в других странах, когда копии выглядят значительно хуже, чем исходные образцы. Например, в науке метафору обратного карго-культа можно применить в ситуации, когда редактор некого научного журнала, где публикуются псевдонаучные статьи, а научное рецензирование заменено его имитацией, оправдывает нежелание наладить процесс отбора статей тем, что в других научных журналах отбор статей тоже бывает необъективным.

    В англоязычной литературе часто встречается термин "whataboutism", обозначающий лицемерную реакцию на критику в духе "а вот у вас самих ...". Известным примером такой реакции является выступление ныне покойного Виталия Чуркина перед конгрессом США в мае 1986 после аварии в Чернобыле, в котором молодой советский дипломат заявил, что не допустит "командного тона" по отношению к СССР и указал на то, что в США тоже случались катастрофы на объектах атомной энергетики. Пожалуй, можно сказать, что whataboutism присущ проявлениям обратного карго-культа, но можно уловить тонкие отличия в уровне искренности/лицемерия. Проявлением советского whataboutism`а является хорошо знакомая нам фраза "А зато у вас негров линчуют!" Несуразность и проявление whataboutism`а, имманентно свойственные карго-культам хорошо отражает поговорка: "Три волоса на голове - мало, три волоса в супе - много!"

    При внимательном рассмотрении феномена карго-культа оказывается, что особенность этого мировосприятия свойственна не только крайне отсталым в своём развитии народам. Карго-культ значит для человеческой психологии намного больше того значения, которое ему придают, искусственно ограничивая его функционирование примерами его экзотических проявлений, которые выглядят вопиюще несуразно. Можно, например, утверждать, что в среде слабразвитых народов принято сморкаться в руку, в то время как цивилизованные народы сморкаются в платочек или в специальные салфетки. Но, во-первых, сморкаются и те, и другие в силу особенностей человеческой биохимии и физиологии, а, во-вторых, не понятно, как квалифицировать тех, среди которых принято сморкаться в лопух.

    Ясно, что понятие "карго-культ" в настоящее время принято использовать в соответствии со сформулированным наукой специфическим образом этого вида верования. А если опираться на психологический фундамент возникновения этого культа, то легко придти к выводу, что любая религия есть ничто иное, как проявление этого самого карго-культа, поскольку любая религиозная вера представляет собой некий способ мировосприятия, в основе которого лежит иррациональное использование формальных характеристик предмета поклонения при полном отсутствии понимания реальных свойств этого предмета и механизмов, лежащих в основе существования этого предмета. Это собственно и есть карго-культ, внедряемый с помощью тщательного воспроизведения исключительно внешних атрибутов человеческой мечты и надежды.

    Но вернёмся к вышеозначенной формуле, лежащей в основе возникновения карго-культа: "Тотальная подмена логического мышления ассоциативным". Социализм, фашизм, исламизм - всё это верования, ничем не отличающиеся по своим характеристикам от любой религиозной веры. Главнейшей особенностью любой религиозной веры является неверифицируемость объекта верования: светлое коммунистическое послезавтра, тысячелетний рейх, 242-е по последним данным бесплатных неутомимых красавиц на том свете в награду исламским самоубийцам-убийцам и т.д. В условиях диктатуры - коммунистической, исламской, нацистской и их современных эманаций - делалось и делается  всё для внедрения в сознание населения элементов воображаемой реальности, создаваемой с помощью чисто формальных характеристик этой реальности. Для этого используется вся мощь различных вариантов диктатуры - клерикальной, олигархической, политической, телевизионной, психологической с опорой на широкий спектр приёмов умоповредительства.

    Мы, жившие в СССР, прекрасно помним про то, что экономика должна быть экономной, про то, что Ленин умер, но дело его живёт, про то, что основным законом социалистической экономики является максимальное удовлетворение всё возрастающих потребностей трудящихся (при пустых полках в магазинах)... Существенной части населения удавалось сохранить свои мозги непромытыми этой тупой, дешёвой, бессмысленной пропагандой, но подавляющее большинство населения получило психическое расстройство на тему потрясающих успехов социалистического ведения народного хозяйства, и все мы знаем, что многие жители СССР, эмигрировавшие в Европу, Канаду и Америку, сохранили тёплые чувства по отношению к стране победившего идиотизма. Эти тёплые чувства консервировались в сознании той части населения, у которой планомерно выбили или значительно приглушили способность к логическому мышлению, что кстати стоило весьма недёшево для выбивателей.

    Но в последние десятилетия происходят удивительные социальные подвижки в странах, в которых пока никто не менял законы, активно противодействующие массовому идиотизму. Америка, Канада, страны Европы когда-то отличались повышенным здравомыслием своего населения. И вдруг мы обнаруживаем массы латентных сумасшедших, которые обозначаются кличкой "левые". То, что мы все вдруг увидели после победы Трампа в Америке, превосходит самые невообразимые предположения. Население Европы, замордованное полчищами дикарей, для которых открыли границы проходимцы у власти с совершенно корыстными целями, проявляет странное слабоумие. Пришельцы из мультикультурального бреда, не влезающего ни в какие рамки логики, практически ежедневно грабят, убивают и насилуют аборигенов когда-то вполне цивилизованных стран, а население, поврежденное левым мешком из-за угла, голосует за тех, которые ни на что реально не способны, кроме словоблудия. Преграда этому сумасшествию наступила в виде Трампа и то, постольку, поскольку Америка многие десятилетия была впереди планеты всей и здравомыслящая половина её населения поняла, что страна двигается в направлении Кубы, Венесуэлы, России, Белоруссии, Сирии, Казахстана, Ирана и тому подобных очагов казарменного единодушия и тотальной любви к проходимцам во власти.
    Окончание следует
 http://systemity.livejournal.com/4283199.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social

Комментариев нет:

Отправить комментарий