Пассионарность
Пассионарность — избыток некой «биохимической
энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных
целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности,
направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво.
Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной
жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет
отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество
и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека
героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы,
определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва
несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое
явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа
людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности —
удельный вес этих пассионариев в социуме.
Часто под пассиона́рностью понимают
наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы
индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной
теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не
говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является
психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых
космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить
только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с
многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая
гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых»(Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь
начало»).В современных исследованиях личностные проявления пассионарного
поведения получили название Вигоросность.
Пассионарность выше нормы («пассионарность» в узком смысле) проявляется
в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание
и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность
есть рецессивный признак.
Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что её носитель
будет пребывать в равновесии с окружающей средой.
Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к
лени, пассивности, паразитизму и предательству.
Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация
по признаку пассионарности, включающую девять её уровней.
Высший
— шестой, жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной
жизнью. Примерами таких личностей являются Ян Гус, Жанна Д'Арк, протопоп
Аввакум,Сусанин.
Несколько
ниже лежит пятый уровень — стремление к идеалу победы — человек вполне готов
рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную
смерть неспособен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др.
То же
самое, но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне — стремление к
идеалу успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это
уровни перегрева, акматической фазы (четвёртый уровень — переходный).
Ниже
идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания
и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но
действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные,
художники, писатели, музыканты, и т. д.
Для
выхода из фазы надлома характерен второй уровень — поиск удачи с риском для
жизни. Это искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный
путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.
Со
снижением пассионарности на смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся
к благоустройству без риска для жизни.
Ещё
ниже стоит обыватель — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему
ландшафту. Это нулевой уровень. Количественно он преобладает почти во всех
фазах этногенеза (кроме обскурации), но лишь в инерцию и гомеостаз является
определяющим в поведении этноса. При дальнейшем снижении пассионарности
приходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Они бывают двух
уровней: −1-го и −2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия,
приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их
взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса,
либо берут своё гармоничники.
Л. Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на
то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и
называл пассионариев - "люди длинной воли". Может быть умный
обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный
«жертвенник», равно, как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает
друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа,
как темперамент: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого
признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.
Тойнби Арнолд Джозеф прочтите его "Историю"
Тойнби Арнолд Джозеф прочтите его "Историю"
Комментариев нет:
Отправить комментарий